Некоторые особенности обучения аутичного ребенка

Я рассматриваю понятие «обучение аутиста» в самом широком смысле, подразумевая как постижение этапов общеобразовательных программ, так и овладевание ребенком различными бытовыми навыками и правилами общения в повседневной жизни.
Дома и в школе обучение должно происходить в позитивно окрашенной атмосфере. Акцент должен постоянно делаться на успехах и сильных сторонах. Моменты, откровенно скучные и монотонные, не могут быть усвоены, опираясь на понятие «надо». Т.Грендин пишет о целесообразности использования видеозаписей в момент обучения, чтобы с их помощью разбирать все ошибки и «несуразности».
Такая особенность, как предельно конкретное мышление, быть использована при обучении аутичного ребенка. Пополнение словарного запаса удобно осуществлять путем написания слов на карточках-этикетках и прикрепления их к конкретному объекту. Очень» тяжелым» аутистам дают прямо в руки слова, собранные из пластиковых букв, которые можно пощупать. Это легко осуществимо на примерах однозначных слов: зима, снег, береза, трактор. Понятия, меняющие свое значение в определенных контекстах, сложнее поддаются такому толкованию. Это относится к огромной категории слов типа: короткий, длинный, широкий, узкий и т.д.Здесь ребенок тоже пытается найти значимую деталь, причем толкует ее предельно прямолинейно, что может рождать иногда полную бессмыслицу. Схожие трудности испытывают на начальном этапе развития и здоровые дети. Вспомним известное стихотворение о мальчике, которого в одних ситуациях называли «большим парнищей», а в других говорили: »Уходи, еще мал, не вертись под ногами».
Еще сложнее обстоит дело с эмоционально окрашенными понятиями. Объяснить, что такое радость, любовь, страх практически невозможно. Где тут значимая деталь? На мой взгляд, ребенок может постичь значение этих слов, общаясь с домашними, наблюдая за ними, их диалогами и выражениями лиц. К сожалению, в полной мере научить эмоциональной адэкватности аутиста невозможно.
Что же касается обучения ребенка правилам поведения, то Хильда де Клерк составляла для Томаса словарики( каталоги слов). Например:
Приставать=

  • они меня пинают ногами
  • они меня дергают за шапочку
  • они меня дергают за пальто
  • они меня бьют
  • они меня царапают

Быть невежливым=

  • ругаться
  • орать
  • говорить с набитым ртом
  • брать еду других детей
  • кричать на маму
  • кричать на учительницу

Наибольшую сложность представляет обучение аутистов навыкам поведения на улице, в частности правилам пешеходов. Они могут запомнить, что нельзя переходить дорогу на красный сигнал светофора на конкретном перекрестке, но это не означает
В литературе аутичные люди подчеркивали, что они пытаются перенять манеру поведения близких, подражать им, но сложные эмоциональные завязки и переходы им недоступны. Чаще всего эмоции стыкуются не с людьми, а с местом. Аутисты надолго запоминают конкретные объекты и эмоциональные переживания, связанные с ними.
Обучать аутичных детей надо акцентированно через положительную мотивацию. В процессе обучения должны быть задействованы все особенности их мышления и восприятия. Так избыточная фиксация на тех или иных предметах и явлениях должна быть обращена на пользу дела. Если ребенок «зациклен» на автомобилях, тексты для обучения его чтению должны быть посвящены этой теме. Гуляя с ним, можно обучаться счету, цветам, формам на примере находящихся на улице машин.

Аутисты в силу своих особенностей могут быть обучены повседневным бытовым навыкам, если их четко схематизировать. К примеру, ребенку можно объяснить, что чистя зубы, он «раз»- берет зубную щетку, «два»- выдавливает на нее пасту, «три» кладет щетку в рот, «четыре»- начинает чистить зубы. Аутичные дети обучаются и трудовым навыкам: мести пол, вытирать пыль, выносить мусор. Проблема состоит в их слабом обобщении и закреплении: ребенок выполняет подобные задания в школе, а дома не может или вдруг совершенно забывает все, чему обучался. Продеть шнурки в дырочках на картонке и зашнуровать ботинки – для него абсолютно разные вещи. «Гиперселективное» мышление и здесь создает аутисту огромные трудности. Хильда де Клерк делится своим неудачным опытом, когда в алгоритм чистки зубов для Томаса были невольно внесены лишние детали как легкий толчок в затылок и слово «выплюни». Ребенок не мог чистить зубы без этих деталей.

В организации расписания дня аутичного ребенка удобно использовать наглядное изображение. Значимая в конкретной ситуации деталь может быть представлена в виде картинки помещения в квартире, куда следует идти перед сном, либо фотографии места, куда планируется поехать в выходные.
Часто аутист отказывается выполнять то или иное действие, потому что предмет, о котором идет речь, связан в его подсознании с каким-то неприятным событием. К примеру, ребенок недавно порезал себе палец ножом с синей ручкой и ни за что не хочет одевать синюю куртку. Он связывает цвет с болью. Аутист вдруг отказывается гулять в любимом сквере, т.к. вчера на прогулке он был напуган проезжающей мимо машиной с сиреной. Выше отмечалось, что у аутичных детей страх ассоциируется больше с неодушевленными объектами, чем с людьми. Единственный возможный выход из создавшейся ситуации – не идти наперекор ребенку, понимая мотив его поступков. Аутичный ребенок мыслит узко конкретно. Для него указание: «Сядь» невыполнимо без конкретизации: »Куда?» Зачастую это выглядит как проявление непослушания ребенка. Чтобы лучше управлять им, в литературе предлагается использование слов-сигналов, которые в определенной ситуации наполняется для ребенка конкретным смыслом. В качестве примера Хильда де Клерк приводит выражение: «Мама должна пойти поболтать», которое было сказано Томасу, чтоб успокоить его при расставании с матерью. Слово «болтать» стало теперь всегда означать для ребенка, что он должен остаться на какое-то время без матери.
Встает закономерный вопрос: «Можно ли с помощью воспитательных приемов откорректировать некоторые моменты поведения аутиста или надо только подстраиваться под них? Я полагаю, что о воспитании в традиционном понимании этого слова речь идти не может. Уважать образ мышления детей, а не пытаться их адаптировать к нашему представлению действительности или вступать в конфронтацию – такой совет звучит и в литературе по аутизму. Речь может идти о «мягком» расширении полей видения действительности. Если Вы видите, что ребенок зациклен на определенном предмете, например, рисует только синим карандашом, положите перед ним еще два другого цвета. Предлагайте, а не навязывайте. Если некий предмет, к примеру, работающий пылесос пугает ребенка, пусть он будет постоянно в поле его видения.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*